Рыжков Юрий Дмитриевич

Юрий Дмитриевич Рыжков

Юрий Дмитриевич Рыжков

Родился в 1916 году в селе Ширки Красногорского райо­на Орловской области. После окончания естественного отде­ления Смоленского педагогичес­кого института работал учителем и директором школы. В 1947 году окончил лечебный факуль­тет Саратовского медицинского института, продолжил обучение в аспирантуре при кафедре биохи­мии. Работал ассистентом, затем доцентом этой же кафедры.

В 1951 году защитил кандидат­скую диссертацию. В 1953 году стал доцентом. В течение последу­ющих 10 лет по путевке в ЦК ВЛКСМ и Министерства образования СССР работал в должности директора Читинского медицин­ского института.

С 1963-го по 1980 год — рек­тор Ростовского государственно­го медицинского института.

20 декабря 1965 года Ростовский медицинский институт приказом МЗ СССР переименован в Ростовский государственный медицинский институт.

В нем в 1963 году создана центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ), организатором ко­торой явился Б.А. Сааков, организуется ряд новых кафедр факуль­тета усовершенствования врачей. Шло становление и развитие двух факультетов — подготовительного и стационарного — для обучения иностранных студентов. В 1967 году была открыта интернатура, в 1970 году организован отдел вычислительной техники и  медицинской кибернетики, патентно — лицензионный отдел (1971 год).

Институт укрепил свои ведущие позиции в стране по уровню подготовки медицинских кадров, приобрел статус государ­ственного, а в 1980 году, после награждения орденом Дружбы народов, стал именоваться Рос­товским ордена Дружбы народов медицинским институтом. В эти годы были организо­ваны первые кафедры факультета усовершенствования врачей: аку­шерства и гинекологии (1972 год), хирургических болезней (1978 год), детских болезней (1979 год), глазных болезней (1980 год). На­чали функционировать курсы усо­вершенствования  по рентгенологии,  эпидемиологии, социальной гигие­не и организации здравоохране­ния, травматологии и ортопедии, урологии. Неузнаваемо повысилась активность профессорско-преподавательского состава в совершенствовании учебного процесса, лечебной работы, в организации научных исследований.

Поиск новых и совершенствование традиционных форм препода­вания, оптимизация и интенсификация учебного процесса определя­ются, прежде всего, квалификацией педагогических кадров.

Юрий Дмитриевич Рыжков

Юрий Дмитриевич Рыжков

В институте постоянно возрастают требования к уровню спе­циализации преподавания. В связи с этим происходит процесс диф­ференциации отдельных дисциплин, открытие новых кафедр. Так, за 70-е годы организованы кафедры: хирургии, микробиологии, акушерства и гинекологии санитарно-гигиенического факультета, педиатрическо­го, факультета усовершенствования врачей, анестезиологии и др.

Широкую известность получили также имена таких ученых, как Г.Н. Калмыкова, которая награждена орденом Дружбы народов, В.В. Красулин, О.Е. Чернецкий, В.И. Акопов,  В.Н. Чернов, А.Д. Беляевский, А.А. Бочкарева, А.Н. Помухина, Л.Д. Левина, И.С. Дронов, Г.А. Вилков, Ю.Г. Новодержкина, А.В. Харабаджахьян, Г. В. Хорунжий,  В. Г. Овсянников и др.

Подготовка врачей происходила не только в учебных аудиториях, лабораториях и клиниках. Использовались и лечебные учреждения го­рода как базы для обучения студентов. Большое значение в подготовке врача приобрела летняя производственная практика, во время которой сту­денты осваивали и закрепляли практические навыки и умения, знакомились с работой органов здравоохранения, учились творчески подходить к ре­шению практических вопросов.

В решении проблемы приобретения профессиональных навыков высшая медицинская школа в те годы прошла несколько этапов: подготовка врача общего профиля, специализация на профильных факультетах (лечебно-профилактическом, педиатрическом санитар­но-гигиеническом), ранняя специализация в субординатуре (хирур­гия, терапия, акушерство и гинекология, педиатрия, детская хирур­гия), а затем и в интернатуре.

Одним из эффективных путей повышения качества подготовки специалистов для своей страны и развивающихся государств с учетом современных требований явилось вовлечение студентов в научно-студенческое общество (СНО), объединяющее десятки кафедральных научных студенческих кружков (ИСК), совершенствование и разви­тие научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

Лучшие работы студентов направлялись на региональные, межреспубликанские и Всесоюзные научные сту­денческие конференции. В течение многих лет бессменным руко­водителем СНО являлась профессор И.С. Дерижанова.

Успехи медиков в учебе, общественной жизни по достоинству оце­нил комсомол Дона, послав своими делегатами на съезды ВЛКСМ: на X съезд — А. Б. Когана; XV съезд — А. Д. Плескачева, XVII съезд — В. И. Чаплин­скую и на XVIII съезд — Н. Н. Каркищенко — комсомольских вожаков Ро­стовского медицинского института.

Учебно-методический процесс, науч­ные исследования, идейно-воспитательная работа основалась в РОДМИ на тради­циях, которые складывались десятилетиями и являются фундаментом для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Трудовой энтузиазм ученых, их страстность в передаче знаний и душевность в воспитании, добрые наставления ветеранов труда и боевых сражений — все это положительно влияло на воспитание молодого поколения. Студенчество с глубоким уважением относилось к славным традициям прошлого, стремясь продолжить и приумножить их.

Ярким примером преемственности трудовых традиций служат дела студентов-целинников. За годы семилетки «романтики» медицинского ин­ститута оставили о себе добрую память у тружеников зерносовхоза «Степной» Северо-Казахстанской области. В 1966 году они построили 2-этажную больницу, детский сад, жилые дома. На целине трудились «романтики, у которых умелые руки, горячее сердце, и свет­лая голевая— писалось в многотиражной газете.  В свой ВУЗ они привезли Красные знамена и награды совхоза. ЦК ВЛКСМ занес комсомоль­скую организацию Ростовского медицинского института в «Летопись трудовых дел комсомола в семилетке», республиканская организация профсоюза казахской ССР за добросовестный труд и просветительскую и лекционную работу среди сельского населения наградила грамотой студента второго курса педиатрического факультета Е.В. Харламова.  Медицинская служба,     сформированная из сотрудников и сту­дентов института, была признана лучшей в целинном крае в 1965 г. Она обеспечивала 4500 целинников из 13 городов страны, добилась снижения травматизма по сравнению с 1964 годом  в два раза, обслужила 16 тысяч местных жителей. За опера­тивную работу медицинской службы институт награжден грамотой Северо-Казахстанского обкома партии, а врачи — комсомольцы Е. Кузьменко и Е. Авилов удостоены прави­тельственных наград.

Активность студентов проявилась и на многих других участках общественной жизни. Художественная самодеятельность института, кото­рой руководил молодой ученый А.И. Поляк, была признана лучшей в городе, а команда КВН стала победительницей в межвузовском сорев­новании. Росла галерея кубков, добрых спортсменами вуза. Мужская и женская команды баскетболистов, например, в зональных соревновани­ях медицинских вузов Юга Российской Федерации заняли первые места.

Прочно вошли в жизнь института встречи молодежи с ветеранами революции и труда, участники Великой Отечественной войны, торжественное обещание молодых специалистов при получении диплома, посвя­щение первокурсников в студенты с вручением им зачетной книжки, соревнование «за лучшую группу». Всеобщее внимание привлекал установленный в институте стенд «Они сражались за Родину», на котором помещены фотографии 150 сотрудников института — бывших фронтови­ков, активных участников боев с немецко-фашистскими захватчиками.

Общественная работа способствовала всестороннему раз­витию комсомольских вожаков. Поэтому они хорошо учились и успевали заниматься в студенческих научных кружках. В результате, овладев медицинской практикой, большинство из них впоследствии защитили диссертации и стали научны­ми работниками.

Умелое руководство, достойные примеры вожаков плодо­творно влияли на студенческий коллектив. С каждым годом в институте улучшалась учебная дисциплина, повышалась академическая успеваемость, активизировалась научная ра­бота. Только в 1964 году, например, самостоятельной научно- исследовательской работой занималось 120 студентов.

В 1960-1980-е годы в институте на международном уровне проводились научные исследования по фундаментальным медико — биологическим и клинико-диагностическим проблемам. Ученые института представляли нашу страну в международных научных организациях, докладывая о результатах своих исследований.

Численность профессорско-преподавательского состава в 1977 году достигла 400 человек, из них 60 являлись докторами и 265 — кандидатами наук. В послевоенные годы большой вклад в развитие науки, обучение и воспитание молодежи внесли заслу­женные деятели науки профессора Н.В. Данилов, П.А. Соколов, Е.М. Губарев, В.А, Никольский, А.Н. Гордиенко, А.Р. Ханамиров, П.П. Коваленко, П.Я. Лельчук, А.А. Колосова, Е.К. Алимова, В.И. Русаков, кавалер ордена Ленина профессор Т.Д. Янович и многие другие.

В институте были организованы кафедры хирургии, микробио­логии, акушерства и гинекологии факультета усовершенствования врачей и кафедра анестезиологии педиатричес­кого факультета. Учитывая потребности здравоохранения, институт перешел к подготовке специ­алистов в субординатуре и годичной интернатуре.

В 1976 году за вклад в развитие высшей медицинской школы Ю.Д. Рыжкову было присвоено ученое звание профессора. Он — один из основоположников медико-биологического направления в пре­подавании химических дисциплин в медицинских вузах страны. Им опубликовано свыше 80 научных работ, разработана новая для того времени учебная программа по медицинской химии, изданы 30 учебно-методических материалов.

За многолетний плодотворный труд профессор Ю.Д. Рыжков был награжден двумя орденами Тру­дового Красного Знамени, орде­ном «Знак Почета», медалью «За доблестный труд».

Ю.Д. Рыжков скоропостижно скончался в январе 1983 года.