(1963-1980) Рыжков Юрий Дмитриевич
Родился в 1916 году в селе Ширки Красногорского района Орловской области. После окончания естественного отделения Смоленского педагогического института работал учителем и директором школы. В 1947 году окончил лечебный факультет Саратовского медицинского института, продолжил обучение в аспирантуре при кафедре биохимии. Работал ассистентом, затем доцентом этой же кафедры.
В 1951 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1953 году стал доцентом. В течение последующих 10 лет по путевке в ЦК ВЛКСМ и Министерства образования СССР работал в должности директора Читинского медицинского института.
С 1963-го по 1980 год — ректор Ростовского государственного медицинского института.
20 декабря 1965 года Ростовский медицинский институт приказом МЗ СССР переименован в Ростовский государственный медицинский институт.
В нем в 1963 году создана центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ), организатором которой явился Б.А. Сааков, организуется ряд новых кафедр факультета усовершенствования врачей. Шло становление и развитие двух факультетов — подготовительного и стационарного — для обучения иностранных студентов. В 1967 году была открыта интернатура, в 1970 году организован отдел вычислительной техники и медицинской кибернетики, патентно — лицензионный отдел (1971 год).
Институт укрепил свои ведущие позиции в стране по уровню подготовки медицинских кадров, приобрел статус государственного, а в 1980 году, после награждения орденом Дружбы народов, стал именоваться Ростовским ордена Дружбы народов медицинским институтом. В эти годы были организованы первые кафедры факультета усовершенствования врачей: акушерства и гинекологии (1972 год), хирургических болезней (1978 год), детских болезней (1979 год), глазных болезней (1980 год). Начали функционировать курсы усовершенствования по рентгенологии, эпидемиологии, социальной гигиене и организации здравоохранения, травматологии и ортопедии, урологии. Неузнаваемо повысилась активность профессорско-преподавательского состава в совершенствовании учебного процесса, лечебной работы, в организации научных исследований.
Поиск новых и совершенствование традиционных форм преподавания, оптимизация и интенсификация учебного процесса определяются, прежде всего, квалификацией педагогических кадров.
В институте постоянно возрастают требования к уровню специализации преподавания. В связи с этим происходит процесс дифференциации отдельных дисциплин, открытие новых кафедр. Так, за 70-е годы организованы кафедры: хирургии, микробиологии, акушерства и гинекологии санитарно-гигиенического факультета, педиатрического, факультета усовершенствования врачей, анестезиологии и др.
Широкую известность получили также имена таких ученых, как Г.Н. Калмыкова, которая награждена орденом Дружбы народов, В.В. Красулин, О.Е. Чернецкий, В.И. Акопов, В.Н. Чернов, А.Д. Беляевский, А.А. Бочкарева, А.Н. Помухина, Л.Д. Левина, И.С. Дронов, Г.А. Вилков, Ю.Г. Новодержкина, А.В. Харабаджахьян, Г. В. Хорунжий, В. Г. Овсянников и др.
Подготовка врачей происходила не только в учебных аудиториях, лабораториях и клиниках. Использовались и лечебные учреждения города как базы для обучения студентов. Большое значение в подготовке врача приобрела летняя производственная практика, во время которой студенты осваивали и закрепляли практические навыки и умения, знакомились с работой органов здравоохранения, учились творчески подходить к решению практических вопросов.
В решении проблемы приобретения профессиональных навыков высшая медицинская школа в те годы прошла несколько этапов: подготовка врача общего профиля, специализация на профильных факультетах (лечебно-профилактическом, педиатрическом санитарно-гигиеническом), ранняя специализация в субординатуре (хирургия, терапия, акушерство и гинекология, педиатрия, детская хирургия), а затем и в интернатуре.
Одним из эффективных путей повышения качества подготовки специалистов для своей страны и развивающихся государств с учетом современных требований явилось вовлечение студентов в научно-студенческое общество (СНО), объединяющее десятки кафедральных научных студенческих кружков (ИСК), совершенствование и развитие научно-исследовательской работы студентов (НИРС).
Лучшие работы студентов направлялись на региональные, межреспубликанские и Всесоюзные научные студенческие конференции. В течение многих лет бессменным руководителем СНО являлась профессор И.С. Дерижанова.
Успехи медиков в учебе, общественной жизни по достоинству оценил комсомол Дона, послав своими делегатами на съезды ВЛКСМ: на X съезд — А. Б. Когана; XV съезд — А. Д. Плескачева, XVII съезд — В. И. Чаплинскую и на XVIII съезд — Н. Н. Каркищенко — комсомольских вожаков Ростовского медицинского института.
Учебно-методический процесс, научные исследования, идейно-воспитательная работа основалась в РОДМИ на традициях, которые складывались десятилетиями и являются фундаментом для подготовки высококвалифицированных специалистов.
Трудовой энтузиазм ученых, их страстность в передаче знаний и душевность в воспитании, добрые наставления ветеранов труда и боевых сражений — все это положительно влияло на воспитание молодого поколения. Студенчество с глубоким уважением относилось к славным традициям прошлого, стремясь продолжить и приумножить их.
Ярким примером преемственности трудовых традиций служат дела студентов-целинников. За годы семилетки «романтики» медицинского института оставили о себе добрую память у тружеников зерносовхоза «Степной» Северо-Казахстанской области. В 1966 году они построили 2-этажную больницу, детский сад, жилые дома. На целине трудились «романтики, у которых умелые руки, горячее сердце, и светлая голевая— писалось в многотиражной газете. В свой ВУЗ они привезли Красные знамена и награды совхоза. ЦК ВЛКСМ занес комсомольскую организацию Ростовского медицинского института в «Летопись трудовых дел комсомола в семилетке», республиканская организация профсоюза казахской ССР за добросовестный труд и просветительскую и лекционную работу среди сельского населения наградила грамотой студента второго курса педиатрического факультета Е.В. Харламова. Медицинская служба, сформированная из сотрудников и студентов института, была признана лучшей в целинном крае в 1965 г. Она обеспечивала 4500 целинников из 13 городов страны, добилась снижения травматизма по сравнению с 1964 годом в два раза, обслужила 16 тысяч местных жителей. За оперативную работу медицинской службы институт награжден грамотой Северо-Казахстанского обкома партии, а врачи — комсомольцы Е. Кузьменко и Е. Авилов удостоены правительственных наград.
Активность студентов проявилась и на многих других участках общественной жизни. Художественная самодеятельность института, которой руководил молодой ученый А.И. Поляк, была признана лучшей в городе, а команда КВН стала победительницей в межвузовском соревновании. Росла галерея кубков, добрых спортсменами вуза. Мужская и женская команды баскетболистов, например, в зональных соревнованиях медицинских вузов Юга Российской Федерации заняли первые места.
Прочно вошли в жизнь института встречи молодежи с ветеранами революции и труда, участники Великой Отечественной войны, торжественное обещание молодых специалистов при получении диплома, посвящение первокурсников в студенты с вручением им зачетной книжки, соревнование «за лучшую группу». Всеобщее внимание привлекал установленный в институте стенд «Они сражались за Родину», на котором помещены фотографии 150 сотрудников института — бывших фронтовиков, активных участников боев с немецко-фашистскими захватчиками.
Общественная работа способствовала всестороннему развитию комсомольских вожаков. Поэтому они хорошо учились и успевали заниматься в студенческих научных кружках. В результате, овладев медицинской практикой, большинство из них впоследствии защитили диссертации и стали научными работниками.
Умелое руководство, достойные примеры вожаков плодотворно влияли на студенческий коллектив. С каждым годом в институте улучшалась учебная дисциплина, повышалась академическая успеваемость, активизировалась научная работа. Только в 1964 году, например, самостоятельной научно- исследовательской работой занималось 120 студентов.
В 1960-1980-е годы в институте на международном уровне проводились научные исследования по фундаментальным медико — биологическим и клинико-диагностическим проблемам. Ученые института представляли нашу страну в международных научных организациях, докладывая о результатах своих исследований.
Численность профессорско-преподавательского состава в 1977 году достигла 400 человек, из них 60 являлись докторами и 265 — кандидатами наук. В послевоенные годы большой вклад в развитие науки, обучение и воспитание молодежи внесли заслуженные деятели науки профессора Н.В. Данилов, П.А. Соколов, Е.М. Губарев, В.А, Никольский, А.Н. Гордиенко, А.Р. Ханамиров, П.П. Коваленко, П.Я. Лельчук, А.А. Колосова, Е.К. Алимова, В.И. Русаков, кавалер ордена Ленина профессор Т.Д. Янович и многие другие.
В институте были организованы кафедры хирургии, микробиологии, акушерства и гинекологии факультета усовершенствования врачей и кафедра анестезиологии педиатрического факультета. Учитывая потребности здравоохранения, институт перешел к подготовке специалистов в субординатуре и годичной интернатуре.
В 1976 году за вклад в развитие высшей медицинской школы Ю.Д. Рыжкову было присвоено ученое звание профессора. Он — один из основоположников медико-биологического направления в преподавании химических дисциплин в медицинских вузах страны. Им опубликовано свыше 80 научных работ, разработана новая для того времени учебная программа по медицинской химии, изданы 30 учебно-методических материалов.
За многолетний плодотворный труд профессор Ю.Д. Рыжков был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд».
Ю.Д. Рыжков скоропостижно скончался в январе 1983 года.